В 2007 году, вскоре после очень непростого запуска Playstation 3, журнал Hardcore Gamer взял интервью у Питера Дилле, тогда одного из руководителей Sony Computer Entertainment America. Интервью появилось в июльском номере Hardcore Gamer.
***
Спустя пять лет, когда мы будем оглядываться на 2007 год, вполне может оказаться, что именно тогда стало ясно, кто будет доминировать среди современных консолей. Даже с учётом поразительного доминирования Nintendo на казуальном рынке, научно выверенной и старательно проводимой стратегией Microsoft для Xbox 360 и будто бы постоянных попыток Sony играть в догонялки, которые не покидают заголовки нынешних новостей, окончательное слово о том, кто станет ведущим в 2007 году, ещё не сказано.
Будет ли запуска Halo 3 достаточно, чтобы упрочить нынешнее лидерство Microsoft над Sony в плане продаж? Выдохнется ли когда-нибудь Nintendo со своим культурным феноменом Wii? Увидит ли Sony возрождение своего некогда ведущего бренда? Чтобы ответить на последний из этих вопросов, мы поговорили с Питером Дилле, старшим вице-президентом по маркетингу Sony Computer Entertainment America, чтобы узнать его мысли о том, что хочет знать каждый геймер, когда речь заходит о Playstation 3, а также о дальнейшей стратегии, стоящей за PlayStation Portable.
Что вам сейчас кажется главным достижением Playstation 3 как консоли?
Playstation 3 задрала планку очень высоко, и это свидетельство способности Кена Кутараги действительно продумать и создать систему, которая будет двигать дальше рынок в следующие 10 лет. Думаю, одно дело, что у нас есть система, которая значима сегодня, и у наших конкурентов есть системы, значимые сегодня, но я не думаю, что кто-то будет спорить с тем, что Playstation 3 — это самая технологически продвинутая система из всех выпущенных консолей.
Кен Кутараги
Но опять-таки, я думаю, это прежде всего говорит о величии видения 10-летнего жизненного цикла продукта, который снова был доказан PS2 после того, как мы сделали это с Playstation One, а потом посмотрите на то, что происходит внутри Playstation 3 с её CELL и Blu-Ray, и многие люди говорят: «Им правда стоило создавать такого монстра?» «Им правда стоит делать то, что они делают?», но я думаю, что все эти преимущества начинают играть свою роль, и мы оглянемся назад, и окажется, что использование Blu-Ray привода было невероятно продуманным решением Sony. А теперь посмотрите, сколько внимания приковано к CELL. Так что я думаю, это главное, именно дизайн Playstation 3 сам по себе.
Как вы позиционировали Playstation 3, чтобы добиться роста продаж во второй половине 2007 года?
Тут несколько моментов. Прежде всего, мы продолжаем объяснять людям ценность Playstation 3. Ценность Blu-Ray привода, ценность жёсткого диска в каждой консоли, ценность бесплатного мультиплеера в сервисе Playstation Network, возможность улучшить свой игровой опыт с помощью контента, который вы можете найти в Playstation Network, но самое главное, посмотрите на 15 эксклюзивных тайтлов, с которыми вышла Playstation, мы сделали их сами, забудьте о прекрасной поддержке сторонних студий, у нас всемирная сеть студий, которая больше, чем у Microsoft и Nintendo вместе взятых, и они делают великолепный контент для Playstation 3, игры вроде Uncharted, Ratchet: Future, Killzone, Little Big Planet, SingStar, я могу продолжать долго, но эти 15 тайтлов меняют всю картину рынка, и я думаю, что они показывают всю широту контента, тут действительно есть что-то для каждого геймера. Наши конкуренты предлагают куда более ограниченный выбор, в своей жанровой специфике, а Playstation всегда была гораздо более разнообразной, гораздо более массовой, и я думаю, мы будем дальше показывать это на втором году на рынке, тогда как некоторые консоли уже много лет пытаются закрепиться на этом рынке.
Насколько большую роль, по-вашему, будет играть HOME в жизни Playstation 3?
Мы очень впечатлены HOME и тем, что он может делать. Я думаю, HOME действительно совершает конкурентный рывок, предлагая 3D-сервис, который вы не найдёте просто нигде больше. Когда люди впервые увидели HOME на GDC, реакция была оглушительной, всех это просто потрясло.
HOME захватил воображение потребителей и игровой прессы на GDC, просто потому что это очень, очень круто. То, что вы можете делать в HOME, как вы можете взаимодействовать с другими геймерами на PS3, делясь интересами и контентом — это просто революционно, и с рыночной точки зрения мы добьёмся, чтобы об этом знали как можно больше, мы будем показывать людям, что это, и это поможет нам нарастить продажи Playstation 3.
Кстати, о HOME, Шейн Ким из Microsoft недавно утверждал, что «сомневается в способности Sony реализовать его достаточно впечатляющим образом». Что вы думаете об этом?
Это не те же ребята, которые говорили, что в HDMI нет необходимости? Они теперь его предлагают? Это не те же ребята, которые говорили, что Sony не сможет поставить игры в 1080p в течение всего жизненного цикла Playstation 3? Разве мы не выпустили игры в 1080p уже на релизе консоли? Так что, знаете ли, я думаю, эти комментарии просто смехотворны. Им лучше заниматься своим делом, а мы уж займёмся своим, потому что они очевидно понятия не имеют, о чём говорят.
Приложение Playstation Home было запущено в бете в 2008 году. Оно так и не вышло из беты и было закрыто в 2015 году. В 2021 году его неофициально возродили энтузиасты.
Оглядываясь на развитие подразделения и реакцию пользователей, как вы думаете, Blu-Ray стал абсолютно необходимой частью долгосрочной стратегии Playstation 3?
Я думаю, добавление Blu-Ray было блестящим ходом со стороны Sony. Люди говорили о том, что Blu-Ray значил для индустрии кино, но давайте поговорим о геймерах. Опять-таки, возвращаясь к запуску консоли, уже в первом поколении релизов была игра вроде Resistance, которая занимала 16 Гб, она просто не влезла бы ни на какую другую платформу. Когда вышла PS2, люди смотрели на DVD и говорили: «Ого, мы что, действительно собираемся использовать всё это пространство?»
Resistance: Fall of Man (2006).
И уже через несколько месяцев использовали его целиком. Так что это неизбежно, если дать разработчикам место, они найдут, чем его заюить. Мы видели это с Resistance, а теперь видим и с другими прекрасными играми, так что, по-моему, думать тут нечего. Кроме того, Голливуд тоже заинтересовался, поскольку многие потребители голосуют в пользу формата Blu-Ray, если сравнивать продажи Blu-Ray и HD-DVD. Так что, я думаю, дальше всё пойдёт по нарастающей, формат Blu-Ray будет набирать всё большую популярность, и некоторые аналитики уже сейчас говорят, что битва двух форматов закончится к Рождеству 2007 года. Так что люди смотрели на Blu-Ray в 2006 году и гадали, в чём его смысл, но если посмотреть сейчас, я думаю, что добавление Blu-Ray окажется одним из самых важных нововведений Playstation 3 не просто с экономической точки зрения, но и с точки зрения игр и игрового опыта в целом.
Было много споров о подлинном успехе PS3 до сих пор. Как сама Sony оценивает реакцию на консоль и какие области можно улучшить, чтобы увеличить продажи или реакцию публики?
Мы думаем, что у Playstation 3 отличный старт. Продажи Playstation 3 в первые несколько месяцев превзошли продажи Playstation 2, обошли Xbox 360, и пока мы всем довольны, а также уверены в выбранном направлении. Так что, опять-таки, всё сводится к тайтлам, которые будут направлять развитие платформы, но я думаю, что нам всегда нужно быть уверенными в рассказываемых историях, чтобы люди понимали, сколько ценности в этой системе за $600. Это цена, с которой люди пока не знакомы, и они должны понимать, что получают. Они получают прекрасную машину для игр, а также развлекательное устройство, которое будет направлять индустрию развлечений в следующие 10 лет. Так что если вы хотите буквальное сравнение, спросите, сколько стоила бы 360, если бы вы попытались засунуть туда жёсткий диск, приблизиться к возможностям Blu-Ray, но вы не можете, у вас привод HD-DVD, вот тогда окажется, что ваша система будет стоить столько же или даже дороже Playstation 3. И не будем забывать о том, что мы не требуем подписки, чтобы играть онлайн, мы предлагаем это бесплатно. Так что с точки зрения игрока, я думаю, Sony оказывает прекрасную услугу игровому сообществу, предлагая замечательное устройство, которое мы будем поддерживать 10 лет, посмотрите только на игры вроде God of War 2, выходящие на Playstation 2, которую мы поддерживаем на седьмом году жизни, тогда как наш конкурент прекратил выпускать софт для собственной платформы уже через пять лет.
Переходя к Playstation Portable, насколько, по-вашему, тайтлы вроде GoW: CoO подтолкнут продажи PSP в 2007 году?
Без сомнения, это один из главных драйверов продаж PSP в этом году. Это франшиза, у которой множество последователей, и очевидно, что геймеры любят эту игру, и если у вас пока нет PSP, когда God of War выйдет, это подтолкнёт к покупке. Это не единственная игра, но значительная часть послания PSP.
God of War: Chains of Olympus. На релизе получила наивысшую совокупную оценку критиков на Metacritic среди всех тайтлов на PSP.
Теперь, когда у вас было время оценить ситуацию, как вы думаете, использование проприетарного формата дисков помогло или помешало общему успеху системы?
UMD — это важнейшая часть PSP. В Голливуде было много разговоров и споров о UMD, но с точки зрения геймеров, PSP продалась в 25 миллионов штук по всему миру, и около 8 миллионов было продано здесь в Северной Америке, это замечательное игровое устройство с дополнительной функциональностью, позволяющей смотреть другой контент. Я думаю, нам не очень хорошо удалось объяснить Голливуду типичного потребителя Playstation Portable, чтобы они могли подобрать контент по эту демографию. Нет большого смысла выпускать контент, который не учитывает парня 18-34 лет, и с этим мы не справились на релизе, но исправили это, и теперь, я думаю, вы увидите изменение подхода Голливуда к UMD.